Пожалуй определение дохода из Стран с Льготным Налогообложением является наиболее болезненным для многих казахстанских инвесторов в ценные бумаги. Главная причина в том что доходом, полученным из источников в государстве с льготным налогообложением является стоимость реализации (Статья 332 п.1 и п.8), а не прирост стоимости, как в стандартной ситуации. Таким образом при покупке акции за $100 и продаже за $80 необходимо оплатить налог с $80, несмотря на то, что по факту эта сделка была убыточной. Согласитесь данный факт не вызывает восторга, особенно учитывая, что никаких преимуществ данная сделка не принесла в сравнении с стандартной.
На текущий момент Налоговый кодекс не дает четкого определения, что является источником. Консультанты рассматривают по крайней мере 4 разных варианта- это местонахождение:
1) Биржи, на которой была реализована ценная бумага
2) Покупателя, купившего ценную бумагу
3) Брокера, через которого была осуществлена
4) Компании-эмитента, выпустившей акции.
Пожалуй, наиболее благоприятный вариант - это первый, поскольку в большинстве случаев инвесторы приобретают акции на биржах вне стран с льготным налогообложением. Второй вариант исключается, поскольку это физически невозможно и инвестор не знает кто приобрел акции.
Если мы обратимся к разъяснительным письмам от Председателя Налогового комитета, то найдем две позиции поддерживающие вариант 3 и вариант 4. Более раннее № 591665 от 25 февраля 2020 года свидетельствует, что доходом, полученным из источников за пределами Республики Казахстан через брокерскую организацию, зарегистрированную в государстве с льготным налогообложением, является стоимость реализации ценных бумаг. В более позднем письме № 638701 от 22 декабря 2020 года мы видим следующее пояснение, что в целях определения источника дохода за пределами Республики Казахстан признается страна регистрации и резидентства эмитента реализованной ценной бумаги.
На вебинаре, проведенным Налоговым комитетом по г. Алматы в марте 2022 года данная позиция была еще раз подтверждена.
Мы обратились за разъяснением к налоговым консультантам и они подтвердили, что данный вопрос четко не регламентирован и даже с учетом разъяснительных писем от председателя Налогового комитета и текущей позиции налоговых органов, нет гарантий того, что на момент проверки позиция проверяющего инспектора не будет изменена. Однако на текущий момент именно позиция, что источником является местонахождение компании-эмитента, наиболее достоверна и была использована в методологии разработанной налоговыми консультантами для нашего сервиса.
В следующей статье мы разберем как определить страну эмитента.